В июле 2023 года произошло событие, которое, с одной стороны, было неожиданным, а с другой — стало неизбежным следствием запуска огромного и неповоротливого механизма, включившегося 24 февраля 2022 года. Компания «Газпром», почти полностью лишившись огромного и прибыльного европейского рынка, вынуждена была сосредоточиться на внутреннем рынке, где цены на газ долгое время держались ниже, чем для иностранных потребителей.
Как результат было принято решение о повышении цен на газ сначала на 8% с июля 2024 года, потом, через год, с июля 2025, еще на 8%. Конечно, если учесть, что инфляция в 2022 году составила почти 12%, а в 2023 году приближается к 6%, ничего удивительного в этом повышении не было. Правда, предыдущее повышение цен на газ было всего полгода назад, в декабре 2022 года, когда цены выросли на 8,5%. Но суммарно за три года цены на газ должны были вырасти лишь немногим больше, чем накопленная за эти три года инфляция.
Получалось, что компания компенсировала себе дополнительные инфляционные расходы. Да Федеральная антимонопольная служба (ФАС) утверждала, что вырученные средства направят на социальную газификацию регионов и строительство новых газопроводов для потребителей.
Но, как оказалось, это был не конец истории.
В пятницу 13 октября 2023 года появилась информация, что Комитет Госдумы по бюджету и налогам рекомендовал принять в первом чтении законопроект, который повышает НДПИ на газ в России с 1 августа 2024 года до конца 2026 года в связи с индексацией оптовых цен на газ. Спустя еще четыре дня законопроект был принят в первом чтении, мы с этого и начали.
Оказалось, что Минэкономразвития заложил в свои планы еще более высокую индексацию цен на газ. Из прогноза министерства следовало, что цены в 2024 году будут индексированы на 11,2%, в 2025 году — на 8,2%. Кроме того, регулируемые цены на газ для промышленных потребителей проиндексируют еще на 10% уже с 1 декабря 2023 года.
В результате корректировки НДПИ ожидались дополнительные поступления в федеральный бюджет в 116,8 млрд рублей в 2024 году, 127,3 млрд рублей в 2025 году, 134,7 млрд рублей в 2026 году.
Таким образом, практически все увеличение цен на газ внутри страны уходило на покрытие расходов федерального бюджета. При этом похоже, что никаких дополнительных расходов на газификацию в бюджете не появилось.
Итак, возникла предельно красивая схема пополнения российского бюджета.
Первый этап. Цены на газ в России увеличиваются, существенно обгоняя инфляцию.
Второй этап. Население и бизнес начинают возмущаться, и возмущение это идет прежде всего в адрес «Газпрома».
Третий этап. Населению объясняют, что монополист наказан, а его дополнительная прибыль забрана в счет государства.
Результат. Деньги в бюджете. Население приветствует наказание монополиста, затягивает пояса и живет дальше.
Но давайте рассмотрим эту схему повнимательнее. Нас будет интересовать, кто заплатил деньги и куда они в итоге пошли. Тогда получится, что повышенные налоги на газ были выплачены потребителями государству. А вот «Газпром» в этой схеме — всего лишь посредник. Таким образом, под видом налога на государственного монополиста налоги были собраны с потребителей в виде более высокой цены.
В этом нет ничего удивительного. Достаточно заглянуть в любой вузовский учебник по экономике. Налоговое бремя понесет не тот, на кого начисляются налоги, а тот, кто в ответ на это не сможет изменить свое поведение. Для большинства потребителей газа в России альтернативы ему просто не существует. Поэтому, когда цена его вырастет, они просто не в состоянии покупать газа меньше. Поэтому именно на них ляжет все налоговое бремя. И выразится это в том, что они будут покупать теперь газ по более высокой цене. Стрелочником при этом будет «Газпром», который повысил цены, а правительство, фактически организовавшее всю эту схему пополнения бюджета, будет как бы в стороне.
Если бы у потребителей была альтернатива в виде других источников энергии — ветровой, солнечной, приливной — или в стране существовали бы альтернативные поставщики энергии, например было бы несколько электростанций, поставлявших бы энергию на конкурентной основе, то такая схема просто бы не сработала. Потребители ушли бы к конкурентам, потребление газа упало бы, а вместе с ним и сбор налогов. Но в России производство энергии жестко монополизировано единой энергетической системой.
Таким образом, все российские потребители будут вынуждены платить государству из своего кармана за все более растущие расходы бюджета, не имея возможности отказаться от этого дополнительного налога. Но так устроена российская экономика, и, пока в ней будет сохраняться государственный монополизм, государство будет продолжать выдавливать деньги из людей. Ведь, по образному выражению вице-премьера Сергея Иванова, прозвучавшему еще в далеком 2009 году, люди у нас — вторая нефть.