На протяжении последних трех веков наша цивилизация прошла через несколько транспортных революций, большинство из которых лишь боком затронули Россию. Давайте перечислим их все в том порядке, в котором мы их рассмотрели в предыдущих публикациях.
- Парусный флот и железные дороги
- Автомобильный транспорт
- Автомагистрали
- Авиация
- Контейнерные перевозки
Большинство из перечисленных технологий в момент возникновения представляли собой своего рода ноу-хау и требовали развитой промышленности, больших инвестиций и множества самых разных ресурсов, не все из которых можно было найти в одной стране. Все эти технологии приводили к диффузии инноваций, развитию смежных производств и технологий, стимулированию образования и росту глобализации.
И здесь мы подходим к двум важным вопросам, почему Россия, обладая множеством столь важных ресурсов, не смогла реализовать в полной мере ни одну из существующих технологий. Если быть точнее, то созданы были железные дороги, с опозданием и без того эффекта, который можно было бы получить, и авиация, с чудовищным милитаристским перекосом и опять без реализации заложенных в нее возможностей. Все остальные технологии были воплощены на десятую часть от заложенного в них потенциала.
И первое, о чем стоит поговорить, это о теории жизненного цикла товара, которая давно стала практически обязательным элементом любого учебника по маркетингу.
Согласно этой теории, любой товар проходит несколько этапов в своем развитии от разработки до упадка. И для нас очень важно, что прибыль по-настоящему формируется только на этапе зрелости. И чем позже вы выходите на этот рынок, тем меньше шансов, что данный товар даст вам ту прибыль, которую вы хотите.
В рассматриваемых нами транспортных технологиях происходило то же самое. Они возникали, проходили через стадии развития и в какой-то момент сменялись новыми технологиями. Появление новой технологии фактически означало быстрый закат предшествующей технологии. Старая технология очень быстро превращалась из кареты в тыкву и спокойно дослуживала свой век.
Впрочем, иногда старые технологии могли продолжать использоваться очень долго в силу своей отработанности и эффективности. Но их роль непрерывно снижалась.
Появление любой новой технологии шло постепенно. На протяжении десятилетий шло формирование инфраструктуры, благодаря чему большие затраты оказывались «размазаны» на большом временном интервале и становились посильными для бизнеса. Именно так строились дороги, развивалась сеть аэропортов и создавались морские порты. Например, знаменитая американская система межштатных магистралей строилась 35 лет.
Таким же образом постепенно старые транспортные технологии уходили с рынка перевозок.
Это очень хорошо видно на примере истории американского транспорта, который во многих областях на протяжении последних двух сотен лет был передовым. Вот как выглядит смена транспортных технологий в американской истории. Если в 1929 году железнодорожный транспорт перевозил около 75% грузоперевозок в США, то уже к 1958 году эта доля упала до 46%, а в 2022 году до 33%. Соответственно, грузовые автомобильные перевозки за это время выросли с 5–7% в 1929 до 56% в 2020.
В России все эти годы, доля железнодорожных перевозок стабильно оставалась на уровне 70-80%, не меняясь ни в советское время, ни после перехода к рынку.
Чем позже и чем медленнее страна начинает осваивать ту или иную технологию, тем меньше прибыли эта технология с собой принесет. Именно это и происходило с российским транспортом. Небольшие перевозки и медленное внедрение транспортных инноваций не позволяли России получить хорошую окупаемость от новых проектов. И это продолжается до сих пор.
Причины такого замедления хорошо понятны: внутренние административные барьеры, существовавшие на протяжении всех лет существования страны, и до 1917 года, и в Советском Союзе, и в современной России. В советское время возможности развития транспорта упирались в отсутствие частного бизнеса. Для государственной экономики хватало существовавших дорог. Все крупные промышленные центры были соединены между собой сетью железных дорог, и государственные структуры это вполне устраивало.
Даже автомобильная дорога между Москвой и Горьким (сейчас Нижним Новгородом), главным центром советского автомобилестроения, в конце 1940-х представляла собой трассу шириной всего 6-7 метров с щебеночным покрытием, пропитанным гудроном. Дорога между Москвой и Ленинградом (Санкт-Петербургом) была еще хуже.
Так что причины отставания российского транспорта — излишнее государственное регулирование, монополизация, тоже прежде всего государственная, и закрытость от зарубежных инвестиций. Все эти причины переходят из века в век, тормозя развитие страны и не позволяя ей догнать развитые страны.
Осознавать это тяжело, признавать больно, но у России есть два пути — либо снимать эти ограничения, либо продолжать с завистью смотреть на развитые страны, идущие вперед и внедряющие новые технологии.
Трудно сказать, что будет на новом этапе развития — массовое использование дронов, беспилотная техника или электромобили. Что бы ни пришло на смену существующим видам транспорта, у России есть все шансы опоздать, занимаясь поддержкой старых технологий и не пуская инновации.